.

Слуховой аппарат

07.02.2017

Опыт ленинградского «Ревизора» свидетельствовал о проблематичности сколь-либо длительного пребывания выразительных средств и приемов одного (театра художника) на территории другого (театра литературного, актерского). Использование этих выразительных средств и приемов на драматической сцене возможно лишь как дополнительная (хотя порой и весьма существенная) краска в палитре спектакля, согласованная с избранной режиссером стилистикой актерского исполнения. Проблемы со слухом? Поможет слуховой аппарат.

Это хорошо понимал А Тышлер, чье творчество в большей своей части было посвящено созданию именно образов-персонажей. Однако эти образы-персонажи не предназначались для действия на сцене, они являлись героями его станкового театра, воплощенного на живописных полотнах и в графических листах. В театр же художник их не допускал. Здесь он исходил из того, что облик персонажа задан драматургом, режиссером, индивидуальными внешними данными и возможностями актера. И лишь изредка, в отдельных случаях, обусловленных конкретной сценической ситуацией, позволял себе придать костюму значение того или иного самостоятельного визуального образа. Например, образа средневековой архитектуры - он был воплощен в одном из костюмов Шута из «Короля Лира» (1935, ГОСЕТ) и особенно в маскарадном костюме «Тюрьма» из «Ричарда III» (1935, БДТ): фигура актера полностью скрыта внутри «башни» с рядами окошек-бойниц (из которых смотрят лики узников) и с аркадой нижнего яруса, заполненной черными силуэтами стражников. Венчала эту тюремную башню двуликая головная маска, пронзенная клинком. Появившись в сцене маскарада, этот сценографический костюмный персонаж воспринимался как единичный «мазок» в общей сюите костюмов вполне реалистических, хотя и несущих своей формой и рисунком аппликаций намеки на мотивы архитектуры (например, изображение каменной кладки на колетах и на рукавах).