.

Химчистка дивана

21.02.2017

Возвращаясь к декорационным решениям Бераром постановок Мольера, отметим, что в них соединились, с одной стороны, присущее этому типичнейшему представителю французской сценографии понимание театральной стилизации образов минувшей эпохи, а с другой - принципы и приемы оформления спектакля, которые к тому времени (к середине 30-х годов, то есть к моменту создания «Школы жен») успели достаточно полно проявиться в спектаклях других художников. Речь идет о создании декораций, во-первых, динамически сменявших друг друга на виду у зрителей и, во-вторых, представленных в форме статичной единой установки, показывающей все конкретные места действия пьесы симультанно сразу и одновременно. Возможно вам понадобится химчистка дивана.

Декорации, сменявшиеся на виду у зрителей, стали той новой формой сценического изображения конкретных мест действия, которая была связана, с одной стороны, с кинематографом, а с другой - с последними (появившимися во второй половине XIX века) достижениями театральной техники: внедрение поворотного круга, разного рода подвижных плошадок фурок и подъемных площадок. В основе же лежала общая идея расширения диапазона показываемых в спектакле мест действия и придания театральному зрелищу большего динамизма, обусловленного, однако, не только современными исканиями (наряду с кинематографом и открытием новых технических возможностей, напомним также и об авангардных устремлениях в сторону самодовлеющего динамизма, заявленных в манифестах и экспериментах итальянских футуристов), но в не меньшей степени и исконной внутренней потребностью самого декорационного искусства, периодически проявлявшей себя в разные периоды его исторического развития. Так, идея движения и множественности декорационных сюжетов была определяющей в барочных спектаклях XVII века. И если технически она опиралась тогда на изобретение сначала телари (прообразом которых являлись периакты древнегреческого театра), а затем системы кулисных машин, то эстетически являлась реакцией на статику декорационных перспектив предшествовавшего периода эпохи итальянского Возрождения.