.

Принцип сюжетного многофигурного панно Вильяме

09.03.2017

В опере «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини (1934, Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко) действие обрамляли изображения двух самураев, с осуждением и угрозой смотревших на все, что совершалось на сцене. А при работе со Станиславским над «Мольером» М. Булгакова (1936, МХАТ) Вильяме придумал и предложил режиссеру сцену с портретами Докторов, преследующих «мнимого больного» - Пурсоньяка. Причем происходило это как бы на подмостках парижского «Пале Рояль»: перед панно с изображением лож зрительного зала, заполненного французской публикой XVII века, той самой, которая, смеясь, лицезрела эту последнюю роль умирающего Мольера.

И в дальнейшем своем театральном творчестве Вильяме сохранил пристрастие к использованию в оформлении спектаклей портретов и фигуративных композиций. Их можно было видеть едва ли ни в каждой его работе. Однако выполняли они уже иную функцию не изображений персонажной значимости, а украшений той или иной интерьерной декорации, определенным образом характеризовавших данное место действия. Следствием такого изменения функции фигуративных композиций было то, что теперь Вильяме уже как бы не претендовал на авторство по отношению к этим портретам, панно, гобеленам зрителям предлагалось воспринимать их как произведения великих живописцев той эпохи, стилистические черты которой воссоздавались в декорациях. Мечтаете о стильном и изысканном акссесуаре? Обратите внимание на casio sky multiband6.

Изображения персонажной значимости, работавшие в спектакле по принципу показывания, могли быть выполнены не только живописным или графическим способом, но и любым иным. Например, скульптурным, как в одной из сцен спектакля «Робеспьер» Ф. Раскольникова (1931, Ленинградский театр Драмы). Н. Акимов изобразил заседание Конвента в виде нескольких поднимающихся друг над другом во всю высоту сцены рядов термидорцев, обозначенных муляжными головами в одинаковых белых париках, воротниках, жабо. Когда происходило голосование за казнь Робеспьера, они, ряд за рядом, вставали во весь рост, и в этот кульминационный момент образ, созданный искусством художника, обретал решающее значение.