.

Вазон

09.03.2017

С другой стороны, показывание осуществлялось с помощью разнообразных проекционных и кинопроекционных изображений. Здесь для театра открывались богатые художественные возможности, и режиссеры не преминули ими воспользоваться. Особенно активно и целеустремленно режиссеры немецкого театра, прежде всего Э. Пискатор, а также Б. Брехт, у которых проекционные и кинематографические средства выразительности работали.

Характер персонажных изображений менялся под влиянием различных авангардных стилистических течений. Если декоративные панно в спектаклях 1910-х годов создавались в духе символизма, модерна и примитивизма, то в 1920-е годы художники использовали приемы и средства выразительности супрематизма, дадаизма, экспрессионизма.

Композиция супрематических плоскостей, окрашенных в яркие локальные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и «взлетевших» над сценой над земным шаром словно от мощнейшего космогонического взрыва, представала в исполнении А. Хвостенко (Хвостова) в харьковской постановке «Мистсрии-Буфф» В. Маяковского (1921). От дадаизма пришел в театр прием фотомонтажа, изобретенный Дж. Хартфилдом и использованный им и другими художниками в спектаклях Э. Пискатора. Экспрессионизм с его концепцией сценического пространства как зримого выражения взволнованной, страдающей души сделал активно воздействующими, то есть персонажными, практически все декорационные элементы, вводимые художником в спектакль. В том числе и относящиеся как бы к сфере места действия (о чем мы еще будем специально говорить во второй части книги). Тем более персонажное значение обретали изображения художниками разных образов-символов: например, вазон в виде фигуры человека с экстатично распростертыми руками или жуткого скелет, угрожающей беззащитному герою. Подобные образы воплощали Ф. Шефлер, Ц. Кляйн и другие немецкие художники, оформлявшие экспрессионистические постановки начале 20-х годов.