.

Знаки процветания

17.03.2017

Холмистые рельефы, покатые склоны, подъемы обуславливали пластику и форму пандусов, ступеней, площадок, их разнообразные конфигурации. Поверхность земли оформляли, выравнивали, покрывали горизонтальные композиции каменных плит. На них вырастали построения, состоящие также из простейших геометрических форм: ступени, подиумы, кубы, пилоны, плоскости стен. Каким бы ни был тот или иной образ этой сочиненной Аппиа праархитектуры, в основе всех композиций и построений находился единый модуль предельной ясности и чистоты форм, их высочайшей гармоничности, соразмерности и логического соответствия изначальным пластическим категориям восхождения-нисхождения. Все эти знаки процветания как бы светились, излучали внутренний свет. И происходить в них могло только нечто возвышенно-духовное, прежде всего звучать прекрасная музыка.

С наибольшей силой выразительности эта музыка зримо звучала в ритмах самой аппиевской архитектуры, передаваемых разнообразной пластикой площадок, ступеней, вертикальных плоскостей и гаммой тончайших тональных и световых отношений, переходов, чередований. А когда появлялись люди-актеры (в расчете на их появление и сочинял Аппиа каждую из композиций - прежде всего как архитектуру сценического планшета), музыка должна была зазвучать в их движениях, пластике, танцах.

Серия «Ритмические пространства» была разработана Аппиа после того, как он познакомился с Э. Жаком-Далькрозом и начал с ним сотрудничать. Однако практическая реализация выраженных в этих эскизах идей Аппиа состоялась лишь спустя два года после завершения серии в 1912 году, когда в Институте ритмической гимнастики в Хеллерау был осуществлен спектакль, включивший в себя ритмические экзерсисы, пантомиму на тему «Эхо и Нарцисс» и II акт оперы «Орфей и Эвридика» Глюка. Как же выглядели аппиевские архитектурные композиции в их реальном сценическом воплощении?