.

Коробка картонная

29.03.2017

Любое литературное изложение содержания музыки грешит односторонностью и всегда несколько натянуто. Приведенный нами выше отрывок из Гейне вряд ли можно считать изложением самой музыки великого скрипача; но он дает представление о ее характере, что, впрочем, тоже немало. Все это относится и к так называемой «программной» музыке: как бы ни было интересно и увлекательно содержание программы Фантастической симфонии Берлиоза, музыка этого произведения представляет собой мир более разнообразный и рождает такое количество ассоциаций, которое ни одна «программа», даже основанная на замечательном литературном материале, вместить не в состоянии. Возможно вам понадобится коробка картонная.

Так же трудно нам бывает выявить какое-либо одно-единственное чувство, возникающее у нас под действием музыки. Оно слишком богато различными обертонами и мгновенно растворяется во множестве иных ощущений. Причем, чем талантливее произведение, тем труднее нам свести все его многообразие к какому-нибудь одному чувственному определению или представлению. На этой трудности основаны многочисленные неудачные попытки, предпринимаемые в кино или на телевидении, иллюстрировать музыкальное произведение «подходящими» видовыми картинами, своего рода зрительными аналогиями чувства,- то море, то разливы рек, то горные ручьи, то трепещущие березки и т. п., что подскажет фантазия режиссера, как правило, чрезвычайно однозначно воспринимающего музыкальное произведение. В таких случаях мы обычно стараемся не обращать внимания на столь «наглядное» воплощение музыки, так же, впрочем, как и в некоторых операх стараемся не вникать особенно в текст либретто, иной раз по своим художественным достоинствам не отвечающий музыке или же не всегда эквиритмичный ей. Равным образом в драматическом театре часто довольно примитивно выглядят попытки с помощью музыки иллюстрировать «второй план» героя, его внутренние переживания.