.

Корпоративный английский

02.04.2017

Смысл жизни представлялся ему высоким, предназначение в ней человека - великим. Он безмерно любил людей и жалел их, хотел исправить вывихнутость их существования, но оказывался беззащитным, беспомощным перед созданными им образами.

Попытка хотя бы отчасти дать представление о тяжком пути писателя была сделана в спектакле «Дорога», поставленном режиссером А. Эфросом в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Автор, герой «Дороги», во что бы то ни стало стремится сохранить, защитить то, что считает он самым дорогим и важным в жизни, то, без чего немыслимо человеческое существование, и то, что постоянно находится под угрозой разрушения, духовное начало в человеке. Хотите освоить иностранный язык? Корпоративный английский это то, что вам нужно.

Но о какой же духовности можно говорить, глядя в этом спектакле, скажем, на Коробочку, беспрестанно снующую по сцене, путающуюся под ногами других действующих лиц, мешающую Автору «думать думу», что-то бормочущую, что-то подшептывающую, появляющуюся внезапно в самых незапланированных для нее кусках действия спектакля, то ли с живым петухом, то ли с живой курицей под мышкой, с методичностью ткацкого челночка, никаких нитей уже не вяжущего, наоборот, все нити порвавшего, но все стучащего, сбитого с толку челночка. Можно ли вообще говорить о духовности, глядя на это странное, шелестящее и постукивающее создание? Мы увидели на сцене в этом спектакле не привычную нам Коробочку, закованную в броню пуленепробиваемого идиотизма и до такой степени уже лишенную признаков живой души, что всегда возникало недоумение: зачем же так много сердца отдал Автор этому «нечто», этому гомункулусу, как, впрочем, и другим созданиям своего гения? Но спектакль Эфроса поставлен не только, а может быть, и совсем не о Коробочке, Чичикове, Собакевиче, Манилове, Губернаторе, он поставлен об Авторе и его пути.