.

Дополнительные элементы лифта

06.04.2017

А именно так пантагрюэлизм воспринят и использован де Костером. Между тем роман, при всех его возможных просчетах, отличается течением широким и непринужденным. Он вышел за рамки литературы национальной. Он стал достоянием литературы мировой. Образ его стал интернациональным.

Роман обладает еще одной особенностью - он не закончен. И это логично. Ведь для того, чтобы закончиться роману, необходимо закончиться и Уленшпигелю, а это невозможно. Прежде чем Уленшпигель завершит свой путь, должна исчезнуть Сова. Должен исчезнуть тот вечный угрюмый современник, которого так гениально ввел в свой роман Шарль де Косте Не картонные короли, не кукольные императоры, доедающие на пути к чистилищу последнюю сардинку, подлинные враги Уленшпигеля, но косность, обывательщина, тривиальность лишаи любого времени, любой эпохи, чьим воплощением является Сова. Книга завершится, когда дело Уленшпигеля найдет исход, тогда, когда исчезнут масляные плошки птичьих глаз. А пока образ Гиза жив, он всемирен, вневремен и может без ущерба рядиться каждый раз в новые одежды, может говорить на всех языках мира. Возможно вам понадобятся дополнительные элементы лифта.

Де Костер поступил в известном смысле более проницательно, чем Сервантес. Он не убил своего героя, видимо, понимая, что это было бы чем-то неестественным. Сервантес дал своему герою заболеть и умереть в собственной постели. Но время поправило писателя Дон Кихот жив. И если есть что-то фантастическое в истории Дон Кихота, так это его смерть.

Выдающимся достоинством книги об Уленшпигеле является то, что образ Тиля наполнен современной автору эпохой, авторским верным ощущением времени. Это делает роман глубоким, а дыхание его легким и свободным. Тиль де Костера не ренессансный персонаж, но вечно ищущий, борющийся, страдающий, спотыкающийся в поисках истины и не сдающийся человек нового времени. Он, вспоминая строчки стихотворения Б. Пастернака, Фауст, фантаст. Его девизом могут быть слова эпиграфа к одной из книг «Жана Кристофа», чей герой родствен Тилю по уму и сердцу, «стремиться, искать, не находить, но и не сдаваться».