.

Мотоэкипировка

24.05.2017

Швейцер дорожил художественностью романа, разумел под художественностью не только бесстрашную правду Реалистического искусства, не только психологический метод Толстого, мощь и своеобразие гениального писателя, но и актуальную значимость известных сюжетных событий и обстоятельств, которыми испытывается совесть главного героя и любого читателя этой книги. Режиссеру нужна была сила впечатляющего примера, его вела простая мысль: допустим, что сегодня кто-то из нас, избранный народным заседателем, вершит суд над невиновным человеком и обнаруживает свою вину в том, что привело другого скамью подсудимых, как жить, каким будет неотразимый суд собственной совести?

Фильм, считал режиссер, изображая былое, должен бежать как совершенно достоверный случай. Озабоченный тем, чтобы зрительское восприятие не остужали исторические преграды: судебно-процессуальные институты, антураж минувших времен, сословные предрассудки, княжеский облик Нехлюдова и многое другое, что способно отодвинуть происходящее на экране от сегодняшних зрителей-«заседателей»,- Швейцер старался установить некую пропорцию между воспроизведением былого и созданием такого экранного изображения, которое ощущалось бы как живое. Возможно вам понадобится качественная мотоэкипировка.

Не все ему удалось. В первой серии картины, в ретроспекциях, рисующих молодого Нехлюдова, облик и поведение актера противоречили зрительским ожиданиям, исполнитель выглядел неубедительно. К тому же эпизоды-ретроспекции Швейцер снял бегло, иллюстративно, он этой частью сюжета не слишком интересовался. И - одно к одному - в первой серии, вопреки режиссерскому замыслу, в ущерб ощущениям достоверности, романтизирована среда действия - сооружения, интерьеры. Чем-то музейным веяло даже от залы судебного заседания, но надо сказать, что само разбирательство в суде, со всем его драматизмом и в образах его персонажей, было снято весьма достойно.

Стремление к изобразительным эффектам, которые никак не вязались с трезвым реализмом Толстого, отличало почерк ближайших сотрудников режиссера, и вторую серию картины Швейцер снимал с другим оператором и другим художником. В рассказах о кинотворчестве и кинопроизводстве немало внимания уделяется продуктивным содружествам художников-единомышленников.