.

Омедненные ключи

13.06.2017

Отметим в активе нового кино одно достоинство: оно нас избавило от невыносимых титров. Но текст титров, чаще всего претенциозный и пошлый, все еще существует. Мы его уже не читаем, но он доносится до нас из ревущего громкоговорителя на протяжении всего фильма. Иногда текст фильма принадлежит перу драматурга, но не всегда от этого выигрывает. Часто вся композиция фильма построена драматургом, но и это не всегда приносит пользу кино.

Пусть не думают, что я враждебно настроен ко всему, что идет в кино от театра. Хорошие драматурги, хорошие театральные актеры могут быть хорошими авторами и актерами в кино. Но это - не правило. Ведь художник тоже может быть скульптором. Но не все хорошие художники - хорошие скульпторы. Живопись и скульптура ставят перед собой разные задачи, и каждая подчиняется своей, особой технике. Почему же это общеизвестное положение кажется многим крайностью, когда речь идет о взаимоотношениях театра и кино? Возможно вам понадобятся омедненные ключи.

Актер театра говорит и движется перед зрителями, удаленными от него искусственным образом. Поэтому он должен говорить довольно громко и с четкой дикцией, его жесты и мимика должны быть достаточно выразительными, чтобы зрителя, находящегося от него иногда на расстоянии 20-30 метров, захватила его игра.

Киноактер действует и говорит перед киноаппаратом и микрофоном, которые находятся от него так же близко, как собеседник во время интимной беседы. Малейшее преувеличение слова или жеста тотчас же улавливается безжалостным аппаратом и становится еще заметнее при демонстрации фильма... В этой связи вызывают удивление некоторые режиссеры телевидения, которые сегодня столь неумеренно используют крупный план, несомненно полагая, что соперничают с Абелем Гансом или Эйзенштейном, помещая свой объектив почти на носу у персонажа. Нет ничего искусственнее этих огромных лиц, словно увиденных через лупу, когда заметны все следы грима. Редко прекрасное не деформируется под микроскопом. Использование крупного плана должно быть ограничено, чтобы сохранить эффективность этого приема в случае необходимости. Кому нужно заглядывать в рот певца или певицы, кроме зубного врача?