.

Карманные фильтры

19.06.2017

Приближаясь в киноповествовании к итогу и выводу, Швейцер, как ни дорог ему был каждый метр картины, неторопливо и обстоятельно снял последние свидания усталого, опустошенного и разочарованного Бендера с Шурой Балагановым, Адамом Козлевичем, Зосей Синицкой. Остап еще что-то наигрывает, но игра его выродилась в дешевое фанфаронство, в пустую браваду, а судьбы тех, кто его любил, чужды ему. Настоящее оказалось недоступно, выдуманное изжило себя, и видна слабость Остапа, и жалоба слышится - не удаются ему прощальные гастроли. Но чем-то он по-новому симпатичен: признавая поражение, он подбадривает себя юмором, самоиронией, качествами мужественного человека. И, как прежде, привлекает его редкостный, хоть и порядком поистраченный, жизнелюбивый, но жизнь ему не гарантирующий, художественный талант.

«Уж не Бендер ли я, упаси господи!» - можно долгие годы жить с этой мыслью, тревожиться, предъявлять к себе максималистские требования. Можно в какой-то момент усмотреть в этой своей тревоге творческую идею и конкретную задачу. И - поставить экранную притчу о великом комбинаторе, исповедаться, значит. Но не уравнивать себя с героем - оснований для того нет. И не плакаться - взять от Остапа Бендера, литературного героя, толику юмора, то есть жизнестойкости. Возможно вам понадобятся карманные фильтры.

Читателям свойственно переносить литературные коллизии на обстоятельства повседневности, соотносить себя с книжным персонажем - и отнюдь не обязательны при таких наложениях полные совпадения прочитанного в романе и переживаемого в действительности. Книга дает нам право в трудную минуту, ничего общего не имеющу10 с горестями разочарованного Бендера, посетовать его словами на невыносимое давление (читателям о помнится) атмосферного столба, но тем самым как бы встряхнуться, приободриться остроты Ильфа и Петрова, исходящиеся в широком диапазоне применений, не просмотренных романистами помогают нам жить, поддерживают тонус.

Если читатель - кинематографист, состояние его духа отпечатается на кинопленке. И если не преходящие настроения владеют им, то мы еще встретимся с героем-художником в его фильмах, с олицетворенным отношением к творчеству, рассматриваемому в связях с реальностью. Так и будет: Сергея Юрского, исполнившего роль великого комбинатора, Швейцер много лет спустя пригласит сыграть импровизатора в «Маленьких трагедиях».