.

Лючки в пол под розетки

28.08.2017

Вл. И. Немирович-Данченко после «Дочери мадам Анго» обратился к «Периколе». И она шла в его театре десятки лет, несмотря на некоторое насилие над сюжетом, произведенное автором нового русского либретто. В «Периколе» тема борьбы простых людей за право на человеческое достоинство, свободу, счастье трактована в сюжете, где резко сталкиваются лицом к лицу две непримиримые силы - угнетатели и угнетенные.

После цикла пародийных оперетт (таких, как «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Синяя Борода») Оффенбах обращается к сюжету, где при условной сдвинутости обстоятельств действия, при вынужденном уходе в далекую сферу чужой страны, поднимаются вопросы, которые не могут не волновать широкого зрителя-слушателя. Постановка такой вещи, поразительной по силе музыки и изображения характеров главных героев и их судеб, требует отшвыривания прочь всех старых штампов, всех «находок», какие записаны помощниками режиссеров и суфлерами и хранятся в памяти стариков-актеров. Здесь нужно новое прочтение вещи. Она должна зазвучать, как первооткрытие. Почему мысль об этом произведении приходит в голову оперным театрам, когда они обращаются к опереточному жанру? И почему в это не желают вдуматься деятели оперетты? В наше время сюжеты, подобные «Периколе», музыка, характеризующая героиню и ее друга Пикилло, звучат как очень близкие нашему сознанию. Возможно вам понадобятся лючки в пол под розетки

Старинный сюжет, имевший большую давность и отраженный, в частности, Проспером Мериме в «Театре Клары Газуль», перекликающийся со многими произведениями, рассказывающими о судьбе двух подростков, обездоленных, нищих, но одаренных талантом певцов и щедрой любовью друг к другу, повернут Оффен-бахом и его либреттистами А. Мельяком и Л. Галеви в план остроконфликтный. Перикола с огромным мужеством обороняется от назойливых притязаний на нее вице-короля, она готова претерпеть какие угодно трудности, но не уступить. Перикола и Пикилло - два чрезвычайно интересных характера, особенность которых заключена в том, что событийная сторона произведения целиком подкреплена музыкой. Оффенбах здесь одновременно и романтик (когда он говорит о двух героях из народа), и сатирик, когда рисует вице-короля и его окружение.